Курба - одно из самых больших и древних сёл Ярославской земли. Село красиво расположено на высоком берегу речки Курбицы. XV-XVI в.в. здесь была вотчина князей Курбских, потомков ярославских удельных князей. Первым князем Курдским был Яков-Воин Иванович, погибший в битве с казанцами на Арском поле в 1455 г. Самый известный представитель рода - Андрей Михайлович Курбский был ближайшим сподвижником Ивана IV, пока в 1564 г. не перебежал к польскому королю. После бегства Курбского, село было передано в государственную собственность, впоследствии - различным владельцам.
В 1722 г. часть Курбы приобрел капитан первого ранга, известный кораблестроитель времен Петра I Гаврила Авдеевич Меншиков (1672-1742). В 1710 г. он первым среди русских мастеров самостоятельно, без помощи иностранцев, построил многопушечный корабль для Балтийского флота. А всего за свою жизнь он построил более двухсот судов. После смерти Меншикова его владение перешло к роду Нарышкиных. В 1770 г. огромная летняя Казанская церковь была построена на средства потомков рода Нарышкиных при участии местных прихожан.
В храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. Уникальность данного храма в том, что издавна в нем находилась Казанская икона Богоматери, которая была известна под именем Курбской и считалась чудотворной, в настоящее время икона находится в соседнем храме с. Васильевском.
Композиция Казанской церкви отличается большим своеобразием. Мастера, строившие этот храм, вдохновлялись мотивами столичного барокко, смело сочетая их с традиционными приемами ярославского зодчества XVIII столетия. О высоком мастерстве строителей Казанской церкви говорит и сложное конструктивное решение перекрытий. Помимо основного сомкнутого восьмигранного свода, возносящегося над восьмериком, для перекрытия «лепестков» использованы также коробовые и крестовый типы сводов, сочетания которых создают живописную игру форм в верхней части храма.
Наружное убранство стен Казанской церкви составляют барочные по рисунку, плоские, с треугольным завершением наличника окон первого яруса и такие же но с полукруглым завершением – второго. Тот же мотив повторен и в обрамлении всех трех порталов. Ложные окна второго яруса исполняли функцию киотов. В одном из них сохранилось фресковое изображение Николы, которому в храме был посвящен особый престол.
Некоторое представление о былом интерьере дает описание храма, сделанное в середине XIX столетия. В храме находился «иконостас величественный, архитектуры елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но невысоком стиле: вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана альфреско… Трудились в расписании церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год» Эти росписи сохранились и до наших дней.
Фресковая живопись Казанской церкви подробно не изучалась. Первые попытки научного осмысления живописного убранства храма были сделаны в статье Л. Г. Парфеновой «Христологический цикл росписей храма во имя Казанской Божией Матери в селе Курба», а также Т. В. Юрьевой во второй части вышедшей в 2017 году книги, посвященной селу Курба.
Сложная система стенописей определяется своеобразной структурой храма. Центрический шестнадцатилепестковый объем с четырьмя мощными столбами - пилонами, на которые опирается восьмерик, завершается восьмигранным сомкнутым сводом и венчается пятиглавием. Граненый барабан центральной главы имеет четыре световых окна и открыт в интерьер храма. Окна также находятся в основании каждого из четырех барабанов меньших по размеру боковых глав. Наличие такого количества окон в верхней части архитектурной конструкции делает интерьер храма необычайно светлым. Пространство, образованное вокруг центра с помощью шестнадцати лепестковых форм, обладает сложной системой перекрытий. Часть из них образует форму конхи (северный, южный, западный и восточный сегменты), а остальные двенадцать перекрыты полуциркульными сводами. Все это создает сложное сочетание различных по форме поверхностей, покрытых росписью.
Определяя дату росписи Казанского храма, все, кто когда-то затрагивал эту тему, опираются на описание храма, сделанное в журнале «Москвитянин» в 1852 году. Там, в частности, написано следующее: «В настоящее время село Курба имеет две каменные церкви, с высокою между ними колокольнею. Первая церковь теплая, во имя Воскресения Христова, построенная в первой половине XVII века, четырехугольная с пятью главами, впоследствии к ней пристроена продолговатая пространная трапеза, в которой устроен придел во имя святого Николая Чудотворца. Вторая церковь холодная, довольно огромная, с полукруглыми выступами и тремя входными папертями, увенчанная пятью куполами, поддерживаемыми четырьмя столпами. Она построена в начале XVIII века, вместо бывшей деревянной во имя великомученицы Параскевы, место которой и доныне видно на юг от Воскресенской церкви (там поставлена кирпичная часовня).
Новая церковь построена на другом месте к северу от Воскресенской церкви. Она освящена в честь образа Казанской Богоматери, чудотворная икона коей издревле находится в сих церквах. Иконостас величественный, архитектуры Елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но не высоком стиле. Вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана афреско священными изображениями из Ветхого и Нового завета. Трудились в росписи церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год. Многие образа в обеих церквах украшены серебряными и позолоченными ризами». Пока это единственное свидетельство, которое уверенно и точно указывает на время росписи церкви, храмозданная надпись, к сожалению, утрачена.
Программа стенописи курбского храма отличается сложностью, которая соединяет в себе общее каноническое начало и творческое преломление общезначимых и обязательных моментов в условиях сложной архитектурной конструкции. Стилистика росписей обусловлена как продолжением ярославской традиции знаменитых росписей, характерных для Ярославля еще второй половины XVII - начала XVIII века, так и многословием барочной системы, присущим времени их создания (1796-1799). Композиции на библейские и евангельские темы расположены ярусами, каждая из них заключена в рамку или медальон. Различными сюжетами покрыты не только своды и стены, но и столбы, своды и откосы окон и порталов, подоконники.
Самой главной точкой любой храмовой росписи является изображение в скуфье центральной главы храма. Здесь всегда присутствует изображение Спасителя в разных иконографических вариантах. К сожалению, росписи верхней части интерьера храма сильно закопчены и повреждены, а в куполе - практически утрачены. Поэтому мы не можем с абсолютной уверенностью определить данный сюжет. В нижней части поверхности свода остатки росписи позволяют угадывать изображение ангельских чинов, идущие в несколько рядов по периметру нижней части композиции. В верхних частях окон, находящихся на каждой из сторон лоткового свода, живопись сохранилась лучше, и здесь можно видеть изображения херувимов. Грани восьмерика, поддерживающего свод, также расписаны сюжетами. Длинные грани - по два в двух рядах, к ним добавляется также роспись плоскости в нижней части стены восьмерика над аркой, переходящей в опорный столб. Каждая короткая грань заполнена тремя сюжетами, расположенными друг под другом. Здесь размещены сюжеты, связанные с историей семи мучеников Маккавеев.
Композиции присутствуют и на сводах самих арок. Здесь расположен Ветхозаветный цикл сюжетов от «Сотворения мира» до «Изгнания из Рая», а также «Переход через Чермное море», «Встреча Авраама с Мелхиседеком». Исключение составляют длинная восточная, и примыкающие к ней справа и слева короткие грани, закрывавшиеся деревянным иконостасом. На них живопись отсутствует.
Поскольку храм имеет своеобразную центрическую композицию, алтарное пространство архитектурно не выделено. Но сейчас его можно выделить живописно, соответственно расположению сюжетов. Центром алтарного пространства является направленный на восток широкий компартимент, завершающийся конхой, и имеющий два яруса световых окон. В конхе помещено изображение Спасителя в сиянии славы. Этому изображению вторит изображение Саваофа, окруженного Силами Небесными, в симметричном восточному западном компартименте. На откосах верхнего восточного окна находятся изображения двух святых. Левое изображение читается плохо, справа - образ преподобного Антония Великого. Изображение на своде окна утрачено. На откосах нижнего окна -архангелы Михаил (слева) и Гавриил (справа). На своде окна - золотой треугольник («Всевидящее око»). Вогнутая плоскость стены разделена живописным антаблементом на два яруса. Нижний ярус заполняется фигурами святителей, верхний - двумя рядами сюжетов. В верхнем ряду слева - «Тайная вечеря», справа - «Омовение ног». В нижнем ряду, соответственно, слева - «Распятие», справа - «Воскресение». Эти композиции симметрично фланкируют центр алтарной оси и обозначают главные события евангельской истории. Логика размещения сюжетов в этой части храма предполагает, что композиции левых сегментов стен будут хронологически предшествовать моментам, представленным в центре, а правые - их продолжать. Таким образом, были объединены пять восточных апсидиол, на которых размещены сюжеты, связанные с Пасхой (от «Входа в Иерусалим» до «Сошествия Святого Духа»).
Откосы верхних окон в этих компартиментах заполнены фигурами святых. На откосах нижних окон можно видеть образы архангелов Варахиила, Уриила, Иегудиила, Селафиила. Нижний ярус содержит образы святителей, скомпонованных по три фигуры на плоскостях стен справа и слева от окна. В следующих компартиментах компоновка фигур святых зависит от ширины стенного проема. Встречаются композиции из двух и даже одной фигуры. Среди них читаются образы архидьяконов (арх. Евпл, арх. Стефан, арх. Лаврентий, арх. Филипп и др.), образ святителя Николая Чудотворца. В правой, юго-восточной части храма, в нижнем ярусе образована ниша, которая расписана образами трех преподобных святых Онуфрия Великого, Петра Афонского и Марка Фраческого. На своде ниши - образ Спаса Вседержителя в облаке, благословляющего этих трех святых.
Столпы храма имеют пять граней и так же, как и стены, расписаны сюжетами. Грани восточных столбов, обращенные в пространство алтаря, составляют с ним единое композиционное целое, и роспись на них продолжает сюжетную линию, символически выделяющую это самое значимое место в храме. В частности, только на этих гранях в нижнем ярусе присутствуют образы святителей, скомпонованные так же, как и на стенах, по несколько фигур на одной плоскости. Вероятно, среди трехфигурных композиций здесь присутствуют образы ярославских святых, благоверных князей Федора, Давида и Константина. Сейчас можно только предполагать их местоположение на одной из алтарных граней восточных столбов. Основанием для этого предположения является то, что эти святые были предками Андрея Курбского, чем тот, несомненно, гордился и считал их своими покровителями.
Пасхальный цикл также переходит со второго яруса стен на второй ярус граней столпов, обращенных в пространство алтаря. Грани восточных столбов, развернутые в центральную часть храма, не содержат росписей, поскольку были закрыты иконостасом. Западные столбы имеют отличную от восточных столбов логику расположения росписей. Они были доступны для обозрения молящихся. Наверное, поэтому нижние ярусы западных столбов содержат значимую для храма с посвящением Казанской иконы Божьей Матери историю обретения иконы. В верхних частях западных столбов росписи посвящены деяниям пророков Иезекииля, Иеремии, Ионы, Захарии, Соломона. Во втором ярусе - циклы «Заповеди блаженства» и «Дела милосердия».
Условное деление пространства храма на правую и левую, то есть мужскую и женскую стороны, поддержано разными по содержанию христологическими и богородичными композициями, а также образами святых жен, размещенных на откосах окон в левой части храма (среди них в настоящее время хорошо читается только имя Св. Фомаиды). Богородичный цикл поддерживается также образами прославленных икон Богоматери, размещенными в сводах арок оконных проемов. Здесь можно видеть икону Богоматери Смоленской, Толгской, Донской, Балыкинской, Трубчевской (?), а также икону Богоматери «Взыскание погибших». Особое внимание привлекают иконографические образы, особо характерные для времени создания храмовой декорации. Так, например, на своде арки одного из окон помещено изображение иконы «Богоматерь Балыкинская». Это достаточно редкий образ, имеющий, однако, свою историю почитания в Ярославской земле.
Как указывает М. А. Комова, икона Богородицы Балыкинская явилась в начале XVIII века в Стародубе и далее стала распространяться в списках на протяжении всего XIX века. «Прославление названного по местопребыванию Стародубским (позднее Балыкинским) образа Пресвятой Богородицы последовало в 1709 г. Владелец (по всей видимости, заказчик) иконы, офицер Стародубского полка пан Тимофей Дульский, получив от нее ряд знамений при нашествии шведов, 4 августа 1711 года передал ее в новую деревянную Никольскую церковь в с. Балыкино». Предполагается также, что в русские земли икону принесли в первой половине XVII в. беженцы из Галиции. Список с чудотворной иконы принадлежал Иоанну Тобольскому, когда он был правящим архиереем Черниговской епархии.
Иконография этого образа отличается особыми чертами - в руках младенца Христа изображено яблоко. Именно поэтому список с этой иконы, находящийся в Ростове, так в народе и назвали - «Богоматерь с яблочком». Один из наиболее сохранившихся - Христологический цикл сюжетов. Начинается он с сюжета «Благовестие Захарии», далее следует «Благовещение» (находится во втором ярусе, справа от окна над южным входом в храм), «Рождество Христово», «Поклонение Волхвов», «Искушение Иисуса», «Брак в Кане Галлилейской» (находится во втором ярусе, слева от окна над северным входом в храм), «Беседа Христа с самарянкой», «Христос в доме Марфы и Марии», «Исцеление кровоточивой жены», «Прощение грешницы». Достигая алтарного пространства, сюжеты плавно переходят к событиям Пасхи, уже упомянутым сюжетам «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Суд Пилата», «Бичевание Христа», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа»). Ветхозаветный цикл, помимо упомянутых сюжетов, представлен сценами «Убийство Авеля», «Исав продает право первородства», «Ноев ковчег», «Моисей изводит воду из камня», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Входные арки также отмечены росписями. На своде западного портала помещен образ Спаса Нерукотворного, несомый двумя ангелами. В арке северного портала - Деисус.
В 1929–1930 г.г. Казанская церковь была закрыта, а ценные храмовые иконы местные власти приговорили к уничтожению. Позже в храме располагалась машинно-тракторная станция, она просуществовала там несколько лет. Долгое время храм пустовал и начал разрушаться. Разрушалось покрытие глав, почти полностью был утрачен барабан одной из боковых глав, местами разрушалась и кирпичная кладка стен, особенно стен входных папертей.
Рядом с церковью возносится к облакам огромная пятиярусная колокольня. Это величественное сооружение развитого классического стиля могло бы украсить любой губернский горд. Удачно найдены его общие пропорции, соотношение высоты ярусов и пролетов арок. С большим изяществом выполнены резные белокаменные детали. Вместе с далеко вынесенными карнизами, фигурными кровлями верхних ярусов и сложной формы главкой они очень обогащают силуэт колокольни, делают ее зрительно необычайно легкой и стройной.
Т.В. Юрьева "Росписи храма Казанской иконы Божьей Матери в Курбе",
По книге Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля. Диево Городище-Красное-Некрасовское-Карабиха-«Великое Село»-Филиппово»